ЭФФЕКТИВНЫЙ САМОУЧИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
От правильного выбора типа учебного процесса, учебных пособий и учителей может зависеть качество вашего обучения и уровень знаний, ибо не эффективно потраченное время чаще невозможно возвратить. А неправильно внедренные навыки часто невозможно исправить.
Хорошие учителя в наше время стоят дорого, и не всякий может позволить себе такую роскошь, поэтому автор сконцентрировал свои усилия на разработке эффективного самоучителя, позволяющего, тем не менее, обучаться профессионально.
Здесь мы кратко опишем эффективную методику обучения английского языка используя новейший самоучитель.
В процессе обучения самым эффективным алгоритмом усвоения знаний являются ежедневные занятия не менее часа (чем больше, тем лучше). Но если вы просто прочитаете очередную главу, пока едете в транспорте, а дома сделаете пару упражнений письменно, то этого уже вполне достаточно на этот день.
Занимайтесь улучшением своего психологического настроя, с которым вы занимаетесь. Следует быть внимательным, не отвлекаться, быть предельно сконцентрированным на учебе, верить в успех (надо просто "заболеть" языком, влюбиться в него и в процесс обучения), верить в свои способности и в себя!
Основой овладения языком является осознанное изучение грамматики, при этом необходимо отрабатывать каждое явление по определенным эффективным алгоритмам, которые предлагаются в описываемом ниже эффективном самоучителе.
В самоучителе излагается структурированный материал, нацеленный на эффективное обучение. Необходимо лишь последовательно выполнять все задания и успех придет очень быстро.
В самоучителе предоставлена возможность закрепления требуемых объемов лексики, вводимой постепенно и по частотному принципу.
Для успешной сдачи экзамена типа TOEFL необходимо знать активно не менее 5000 слов, а, например, в учебнике Н. А. Бонк в 1 и 2-м томе всего представлено не более 1300 слов! В нашем же учебнике в 1 томе, например, представлено более 3500 слов. Это позволяет читать тексты среднего уровня сложности уже без словаря.
Материал в самоучителе представлен как единое целое составляющих компонентов (лексики, грамматики, фонетики, стилистики, идиоматики), в соответствии с научным подходом и единой концепцией эффективного обучения. Все объяснения представлены на русском языке.
В пособии присутствуют параллельные тексты в упражнениях (т. е. предложение по-английски, а напротив по-русски.) и специальных таблицах для заучивания.
Цель самоучителя - это формирование специалиста "экстракласса".
В самоучителе внедрена методика обучения - набор методов, средств и материалов обеспечивающих высокую эффективность обучающего процесса (минимизация затрат времени и усилий ученика, формирование у ученика устойчивых, скоростных навыков владения всеми аспектами языка).
Информационная структура учебного пособия включает в себя все методические принципы, формы, различные и только эффективные для обучения виды упражнений, нацеленные на достижение учеником целей качественного обучения.
В расположении материала присутствует целевая иерархичность и последовательность в подаче как языковых средств, так и видов речевой деятельности при обучении на каждом этапе.
Иерархичность и последовательность предполагает определенную этапность и акцентирование введения языкового материала (фонетики, лексики, грамматики и пр.) и видов речевой деятельности (говорения, аудирования, письма, перевода и пр.). При этом предполагается соблюдение следующих принципов:
- материал в учебном процессе (или в учебнике) располагается по принципу "от простого к сложному" (плавного возрастания сложности), для этого нами введен коэффициент сложности единицы представляемого материала (что не делалось ранее другими авторами).
- единицы материала расположены в виде цепочек имеющих обоснованный логический переход от уровня к уровню, от этапа к этапу
- за единицу времени обучения вводится строго определенное количество единиц материала, обладающих определенным коэффициентом сложности
- по всему объему материала применяется принцип частотности как к лексическим так и к грамматическим единицам, т. е. в первую очередь представляется материал обладающий наиболее высокой частотой встречаемости в языке
- материал в учебнике А. Комарова впервые представлен при одновременном применении принципа частотности, принципа плавного возрастания сложности и логической связи между его единицами, чего никогда еще не делалось в мировой практике обучения (и не только иностранным языкам) (о результатах обучения по такой методике и учебнику читайте в отзывах учеников на сайте)
- процесс тестирования вводится в конце каждого урока, результаты тестирования ученик может сверить с ответами в конце учебника.
Представлять информацию для обучения и хранения в памяти следует иерархически. Однако, любая иерархия -- это логически связанная система, где одни компоненты имеют некие связи с другими. Следовательно, если организовать учебный материал в блоки, имеющие некие логические связи, то этот материал будет легче усваиваться и запоминаться (по данным психологов более чем в 10 раз лучше!), а в дальнейшем его можно быстро воспроизводить. Но проблема состоит в том, что лингвистическая иерархия построенная различными языковедами в виде различных словарей, грамматических справочников и учебников не совпадает с логической иерархией пригодной для эффективного обучения. В этом одна из причин очень низкой эффективности традиционного обучения. Выходом из этой ситуации должна служить новая технология проектирования информационных материалов (учебников, пособий и т. д.) в которой основное внимание будет уделено именно логической связи между изучаемыми явлениями. И наш учебник это первая ласточка в новом представлении знаний. Именно такой подход и использован при проектировании самоучителя.
Никакой метод обучения не может быть эффективным без заинтересованности ученика, а ученики всегда теряют интерес и начинают отвлекаться, когда учебный материал для них слишком прост, или когда они теряют веру в свои силы из-за того, что он для них слишком труден. Материал в главах собран в блоки, позволяющие проходить их с индивидуальной скоростью, если блок прост для какого-либо ученика, то он может его просто пропустить.
Существует своя иерархия в составляющих языка, и своя четко определенная последовательность методов, которые необходимо применять в обучении, и если вся эта совокупность выполняется по определенной схеме, тогда можно выучить язык гораздо быстрее, меньше уставая и тратя меньше сил, а владеть им гораздо лучше. Именно эта иерархия и была заложена в текст самоучителя.
Что касается объема необходимой лексики, можно рассмотреть степень понимания текста среднего уровня сложности:
Владение базовым словарем объемом в 110 слов позволяет понимать 50% объема обычного текста.
Владение базовым словарем объемом в 2000 слов позволяет понимать 85% объема обычного текста.
Владение дополнительным расширенным словарем объемом в 2500 слов позволяет понимать ещё 10% объема текста.
Итак, владение словарным запасом объемом в 110 частотных слов позволяет понять 50% любого неспециального текста средней степени сложности.
Владение же объемом в 2000 + 2500 = 4500 слов, обеспечивает уверенное понимание более 95% объема текстов среднего уровня трудности.
Поэтому минимальный уровень объема активной лексики должен составлять не менее 4500 слов, говоря о базовом, устойчивом уровне владения языком. Этот объем слов можно распределить как минимум на 2 тома. Так вот в первом томе самоучителя включены 3500 частотных слов.
Знание грамматики должно обеспечивать устойчивое понимание грамматических конструкций как минимум уровня Intermediate, первые два тома самоучителя как раз и предоставляют такой уровень грамматики.
Изучение и освоение любой области практических знаний - это процесс изменений, вызываемых в обучаемом, используемой методикой обучения. Имеются в виду изменения в физическом теле, в психике и в интеллекте.
Конечный этап обучения - это набор практических автоматических навыков, определяющих умение применять полученные знания об изучаемом предмете в жизни.
Например, выучить английский язык - это значит приобрести практические навыки использования его в вашей жизни. Вы должны пользоваться языком, не замечая его самого, вы должны решать практические задачи с помощью языка, и он не должен вам мешать при этом. Вы должны уметь быстро и правильно сказать человеку то, что вам требуется по ситуации. Прочитать книгу, чтобы понимать смысл в процессе чтения, то есть так, как это у вас происходит при чтении данной статьи. И еще делать с помощью языка многое другое, о чем речь будет далее.
Надо подойти к такому уровню использования практических навыков, когда вы не будете понимать, как же это вы говорите, переводите и пишете, сам процесс будет протекать автоматически в подсознании, а в сознание будет выдаваться готовый результат. Как при езде на велосипеде.
Хотя, используя хорошую методику, за указанные выше сроки можно осуществить просто прорыв в иностранный язык. Т. е. можно действительно много узнать и научиться использовать на практике.
Если написать формулу, по которой подсчитывать успехи в обучении, то одним из главных коэффициентов в ней, конечно же, будет величина интереса к этому предмету, желание его изучать. Интерес к учебе вообще прививается при правильном воспитании с раннего детства в семье. У взрослых интерес чаще подменяется жесткой необходимостью требований жизни, это нечто другое.
Как мы предлагаем учиться.
Фонетика - это наука о звуках, их произношении. Здесь изучаются разные виды ударений, длительность звуков, интонация и многое другое. Речь без звуков не существует, поэтому фонетика - наиважнейший элемент в обучении иностранному языку.
Поэтому первое, чем вы должны запастись для изучения любого языка - это хорошими лингафонными курсами. Хороший преподаватель или самоучитель будет с первого урока ставить вам правильное произношение, объяснять, что такое транскрипция в английском языке. В самоучителе в первой главе объясняются все английские звуки и их произнесение.
Итак, правильное восприятие звука, т. е. способность произвести быстрый его анализ, и способность правильно произносить звуки, синтезировать все напряжения мышц в единой правильной последовательности, чтобы на выходе был чистый звук речи, являются наиважнейшей основой при изучении любого языка.
Вам необходимо только терпение и беспрестанные повторения, чтобы добиться все более правильного звучания. И не надо брать большой объем для отработки, надо взять небольшой кусочек и довести его до приемлемого звучания на данном этапе. Затем брать другой кусочек материала. Чем плохи любые курсы для изучения иностранного языка, так это тем, что вас втискивают во временные рамки обучения, в которых вы просто не успеете достигнуть требуемого качества и отточенности в произношении, и в других аспектах языка за отведенное среднее время, ибо это время никто никогда не считал, оно выбирается произвольно и первую роль играет коммерческая сторона. Все же хотят учиться быстро, как же можно топтаться на каждой теме долгое время. Но никто не может сказать четко, ни измерить точно, сколько же времени действительно необходимо этому конкретному ученику для достижения конкретного этапа в изучении этого кусочка знаний и практики. И поэтому все ученики как бы летят по волнам английского языка, не ощущая его всем телом и всеми своими клеточками. А без такого глубокого проникновения вам он не откроет своих секретов. Закончим эту мысль древнекитайской мудростью: 'Все истинно великое рождается медленным незаметным ростом.'
При обучении по самоучителю каждый ученик выбирает свой собственный темп и объем изучаемого материала, что позволяет повысить эффективность обучения в несколько раз и создает комфортные ощущения процесса.
Правильное и быстрое произношение, выполненное с легкостью - вот один из трех китов, на которых опирается хорошее владение языком. Поэтому работа над улучшением своего слышания и произнесения должна быть постоянной на протяжении всей вашей работы с этим языком.
ГРАММАТИКА
Автор глубоко убежден, что базовым учебником при изучении английского языка должен быть учебник практической грамматики, в котором объяснения грамматических явлений излагаются на родном языке ученика, и каждый кусочек грамматики закрепляется специально подобранными упражнениями и тестами.
Для профессионального овладения языком необходимо параллельно заниматься фонетикой, грамматикой и лексикой, на каждом этапе делая акценты на чем-то более важном в данный момент.
Еще одна из типичных ошибок - это предоставление ученику такой порции материала, которую он не может переварить и соответственно усвоить. Один из гениальнейших западных философов Г. В. Ф. Гегель, в своем главном философском произведении 'Наука логики' писал: 'Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое или то, что сложено из простого.' Поэтому если очень постараться, то можно разложить сложное явление на простые явления, которые будут гораздо более понятными.
Одним из основных методов усвоения и закрепления грамматических структур является аналогия. Вам показывают некую модель, структуру, формулу куда вы можете подставлять на определенные места слова, отвечающие определенным критериям, далее вам остается, используя примеры, методом аналогии проработать устно и письменно эту модель.
Попытки вычленить и использовать некоторую последовательность грамматических явлений предпринимались многими авторами (смотри [60], [63], [64], [65]), но т. к. не было теории и чётких обоснованных критериев деления грамматических конструкций, чтобы их можно было сравнивать между собой, то эти попытки завершились несистематическим изложением отдельных частных узких явлений, не перекрывающих даже 1/10 от минимального объема материала, пригодного для практического использования.
ОСНОВНЫЕ НАВЫКИ ВЛАДЕНИЯ ЯЗЫКОМ
ПОНИМАНИЕ УСТНОГО АНГЛИЙСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ
СПОСОБНОСТЬ АДЕКВАТНО ВЫРАЖАТЬ МЫСЛИ ВСЛУХ ПО-АНГЛИЙСКИ
УМЕНИЕ ЧИТАТЬ ВСЛУХ, УМЕНИЕ ЧИТАТЬ ('ПРО СЕБЯ'), ПОНИМАЯ ПРОЧИТАННОЕ
УМЕНИЕ ПИСАТЬ ПО-АНГЛИЙСКИ
УМЕНИЕ ДЕЛАТЬ ПИСЬМЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПЕРЕВОД С АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА РОДНОЙ ЯЗЫК
УМЕНИЕ ДЕЛАТЬ ПИСЬМЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПЕРЕВОД С РУССКОГО ЯЗЫКА НА АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
Изучение иностранного языка - это не столько приобретение набора правил и заучивание слов, сколько внедрение в подсознание автоматических навыков правильного и быстрого использования этих правил и слов. Пройдя только лишь первый том, вы убедитесь что знаете уже очень много и ваш уровень владения будет неизмеримо выше.
Автор желает всем успехов в обучении и веры в свои силы.
Первые 14 глав самоучителя (PDF)
Быстрое фонетическое введение в Английский язык (PDF)